Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время каждый стремится выразить свою индивидуальность как во внешнем облике, так и в принятии решений. Некоторые даже пытаются применить творческий подход к повседневным задачам. В современном обществе можно встретить по-настоящему талантливых и одаренных людей, хотя некоторые ученые утверждают, что творческие способности присущи каждому человеку, важно только раскрыть их и развить.
Как в прошлом, так и в настоящем, творческая активность человека имеет большое значение не только для его развития, но и для прогресса, формирования культуры всего человечества. Понятие "творчество" отражает не только деятельность личности, но и ценности, которые она создает. Творчество - это рефлексия сущности человека, его отношение к миру, его желания, мечты, чувства, которые движут человечество вперед. В основе творчества лежит умение быть открытым к возможностям мира. Активно направленный человек более открыт для внешней информации, не принимает никаких ограничений, всегда ищет пути решения. Здесь важно понятие "креативности".
Изучение креативности с научной точки зрения представляется как сложное и многоплановое явление, проявляющееся в многообразии теоретических и экспериментальных исследований. От первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени учеными была создана обширная детальная картина феноменологии креативности. Изучению креативности посвятили такие известные ученые, как Фрейд, Роджерс, Гилфорд, Торренс, Стернберг, Амабайл, Пономарев, Богоявленская, Матюшкин, Рубинштейн, Маслоу, Теплов и другие. Несмотря на достижения ученых, в настоящее время понятие креативности не имеет четкого и устоявшегося определения в исследованиях как в зарубежной, так и в отечественной науке, поэтому у каждого лица есть шанс прояснить это загадочное явление человеческой сущности.
Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, видеть мир по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек - это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая все во что-то новое, неповторимое.
Общество в наше время осознало важность креативности и стремится развивать творческий потенциал в каждом человеке. Современные руководители и работодатели требуют от своих коллег и сотрудников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинальности, новаторства, или, другими словами, креативности.
Выбранная тема актуальна и востребована в современном мире. В настоящее время творческая одаренность является основой для экономического процветания. Актуальность креативности очевидна - она присутствует повсюду: в анкетах при трудоустройстве, в реализации наших планов, в карьерном росте, в творческой самореализации, в культуре общения.
Долгое время проблема творчества не имела ни четкого предмета исследования, ни методики исследования. В данное время креативность все больше становится доступной для изучения. Появляются методики, позволяющие изучать творческие способности человека, и уже существуют теории, объясняющие развитие творческих способностей, и описывающие методы их исследования.
Таким образом, целью работы является – выявить взаимосвязь креативности мышления с особенностями карьерного роста.
Предмет – взаимосвязь креативности с карьерным ростом.
Объект – креативность мышления и особенности карьерного роста.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ содержания понятий «креативности мышления» и «особенностей карьерного роста»;
2) Описать методы диагностики креативности и карьерного роста;
3) Дать рекомендации по использованию описанных методов;
4) Провести диагностику креативности мышления и карьерного роста;
5) Формулирование выводов.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что изложенный материал может быть использован в психологической, в социально-культурной, в исследовательской деятельности и может послужить основанием для проведения исследований в данной области.
В работе использованы труды таких авторов как Д.Б. Богоявленская, психологические словари под ред. Ребера Артура, Копорулиной В.Н., и Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Пономарева Я.А., Рубинштейна С.А., Дружинин В.Н. (статья, электронный вариант) и многих других. А также были использованы материалы таких авторов как А.Я.Кибанова (д.э.н.), словарь понятий и определений Журавлева П.В., С.В. Шекшни и др.
Структура работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КРЕАТИВНОСТИ
1.1 Понятие креативности
Креативность проявляется во множестве психических процессов, чувствах и общении человека. Она может отражать личность в целом, отдельные аспекты, продукты деятельности или процесс их создания. Величественные достижения людей, изменяющие мир, возникают благодаря их креативности и реализации творческого потенциала. Креативное мышление можно определить как способность к оригинальному анализу, преодолению стереотипов, установлению неожиданных связей между объектами и их свойствами, а также к обобщению явлений, которые не имеют видимой связи друг с другом. В чувствах, креативность проявляется в изысканности и разнообразии переживаний, а также в высокоразвитых интеллектуальных эмоциях, возникающих в процессах мышления и воображения [5].
Понятие "креативность" означает имеющийся навык, способность или одаренность к творчеству. В различных словарях приводятся разные трактовки этого понятия. Например, в крупном психологическом словаре, редакцией которого занимался Артур Ребер, дано следующее определение: "Креативность - умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или индивидуальных продуктов, которые являются уникальными и новыми". В кратком психологическом словаре, под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г., приведено следующее определение: "Креативность - это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, как относительно устойчивая характеристика личности". В словаре, с редакцией Копорулиной В.Н., дано иное определение: "Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации".
При рассмотрении концепции креативности стоит опираться на определение, которое приводится в кратком психологическом словаре, под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г., согласно которому креативность - это творческая одаренность. Для более глубокого понимания понятия "креативность" рассмотрим причины, обусловливающие одаренность, а также структуру этого явления.
Одной из возможных причин является наследственность. Однако следует помнить, что влияние этого фактора не может быть рассмотрено в отрыве от воздействия другого фактора - раннего обучения. То есть, чем раньше у человека развиваются творческие способности, тем великолепнее может быть его одаренность.
Следующим фактором, влияющим на выражение креативности, является окружение. Факторы среды обитания имеют возможность полностью сгладить или, наоборот, разрушить влияние наследственности.
Если человек, обладающий творческими способностями, не обладает силой воли и внутренней выдержкой, его креативность может не помочь достижению поставленных целей. Креативность, которая заключается в осуществлении, проистекает из проявления сильных личностных качеств, таких как умение противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели и побеждать в борьбе[14].
Реализация творческих идей подвержена воздействию как внешних, так и внутренних факторов личности человека. Внутренние факторы включают мотивацию достижения, готовность к риску при выборе необычных путей решения, широкий кругозор и знакомство с различными областями знания и культуры, а также ценностные ориентации, успешно преобразующие креативное решение в жизнь.
Личностные качества, способные вдохновить на создание нового и преодоление возникающих препятствий, также оказывают заметное влияние. Отделить влияние окружающей среды от влияния личностных качеств на проявление креативности невозможно.
Вся творческая продукция строится на новых комбинациях прошлых психических элементов, которые были восприняты из реального мира и последующе изменены. Креативность выражается при наличии интенсивных эмоциональных переживаний. Сильнейшими стимуляторами креативных способностей являются любовь, зависть и стремление к материальным благам. Существуют также факторы, препятствующие проявлению креативности, такие как страх, боязнь проявить инициативу, излишняя самокритичность и лень.
Обычно, креативные люди отличаются высоким интеллектом и готовностью рисковать, непритворной оригинальностью
Фрагмент для ознакомления
3
. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2021
2. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве -- искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2021.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2018.
4. Большой толковый психологический словарь под ред. Ребера Артура. – Москва: Вече-Аст, 2018 – 591с.
5. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. - Минск, 2020.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 2021. Т. 3.
7. Десслер Г. Управление персоналом. Москва, 2021.
8. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей (статья, электронный вариант).
9. Дятлов В.А., Кибанов А.Я,, Пихало В.Т. Управление персоналом. Москва, 2019.
10. Журавлев П.В. Персонал: словарь понятий и определений. - М., 2019.
11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М., 2018
12. Краткий психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2021 – 505с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2020.
14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 2018.
15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
16. Поляков В.А. Технология карьеры. Практическое руководство. Москва,2018.
17. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2021.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 1946. (книга электронный вариант).
19. Словарь под ред. Копорулиной В.Н. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2020 – 639с.
20. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. - М., 2019.